8 техник сторителлинга

16/2015 сентябрь
previu_8-tehnic-storytellinga

Представляем вольный перевод статьи Ffion Lindsay.

Хороший рассказчик вовлекает своих зрителей в путешествие, которое оставляет после себя чувство вдохновения и мотивацию. Но структурировать речь так, чтобы донести свои идеи и удержать внимание аудитории на протяжении всего рассказа — весьма непросто. Представленные в этой статье —  восемь методов повествования помогут создать эффективную презентацию.

Что вы делаете, когда начинаете работать над презентацией? Определяете и структурируете информацию и необходимые данные, чтобы затем представить их аудитории? Но это неправильно! Людям нравятся истории. Они любят героев, поездки, неожиданности, преодоление героями препятствий и счастливые финалы.

Создайте презентацию, которая захватит сердца и умы вашей аудитории, используя один из представленных ниже классических методов повествования. Начните с истории!

1. Мономиф

Мономиф (или иначе путешествие героя) — это структура повествования, которая встречается во многих народных сказках и мифах со всего мира.

В мономифе герой призван покинуть родной дом и отправиться в трудное, полное опасностей путешествие. Герой движется из знакомого места и привычной жизни в неизвестность, полную загадок и опасностей.

Мономиф

После долгого и трудного путешествия герой возвращается домой, обретя заслуженную награду или мудрость, которая будет служить на пользу его родному дому. Во многих современных историях по-прежнему используется этот сюжет, от Короля Льва до Звёздных Войн.

Использование мономифа в сюжете презентации, может помочь вам объяснить как вы достигли тех или иных результатов и успехов, а также сделать ваш рассказ более живым для аудитории.

Такой сюжет хорош в следующих случаях:

  • Вовлечение аудитории в путешествие вместе с рассказчиком.
  • Дмонстрация преимуществ принятия рискованных решений.
  • Демонстрация того, как Вы приобрели свои знания и мудрость.

См.: The Hero’s Journey by Joseph Campbell.

Японец БЛЭК, чемпион мира по йо-йо, рассказывает вдохновляющую историю о том, как он нашёл страсть всей своей жизни и о трудном пути, который он преодолел чтобы стать чемпионом мира. Он делится своими приобретёнными навыками, в результате чего аудитория совершает путешествие в его историю вместе с ним.

2. Гора

Структура повествования — гора — служит для отображения драматизма и напряжения в истории. Это похоже на мономиф, потому что помогает нам построить историю, описывающую наступление определенной череды событий.

Отличие в том, что здесь не обязательно будет счастливый финал. Первая часть истории служит завязкой, затем следует основное повествование, которое чередой событий и препятствий подходит к кульминации и затем к завершению истории.

Гора

Такой сюжет хорош в следующих случаях:

  • Показать как Вы преодолели ряд проблем.
  • Показать медленно растущее напряжение.
  • Показать запоминающийся финал.

Все это немного напоминает сериал — каждая серия имеет свои взлёты и падения, ведущие к большому финалу в конце сезона.

См.: эту интерактивную диаграмму структуры повествования на сайте readthinkwrite.org.

Эйми Маллинс использует такую структуру повествования, чтобы рассказать личную историю — начиная с того, что она родилась без малоберцовой кости в нижней части ноги и до того, как стала известной спортсменкой, актрисой и моделью.

3. Вложенные циклы

Вложенные циклы — это техника сторителлинга, в которой несколько (три и более) событий описываются в рамках друг друга.

Вы размещаете свою главную историю — ядро вашего сообщения — в центре и используете дополнительные истории, чтобы уточнить, раскрыть главную тему вашего сообщения, тем самым лучше донести его до аудитории. Первой историей вы начинаете рассказ, затем плавно переходите ко второй истории и т.д.

Вложенные циклы немного похожи на то, как будто ваш друг рассказывает вам историю о мудром человеке, которого повстречал в своей жизни, и который научил его чему-то важному. Первый цикл — история вашего друга, второй цикл — история мудрого человека. В центре — важный урок.

Вложенные циклы

Такой сюжет хорош в следующих случаях:

  • Объяснение того, как к вам пришло вдохновение/вывод.
  • Использование аналогий, чтобы лучше объяснить, донести основной смысл послания, истории.
  • Показать, как частичка мудрого опыта была дана вам жизнью.

См.: Саймон Синек: как великие лидеры вдохновляют действовать. Саймон Синек рассказывает о том, как великие организации помещают "почему" в центр того, что они делают и только затем следуют вопросы — "что?" и "как?". Вложенные циклы — идеально подходят для того, чтобы донести подобное сообщение до аудитории.

Чимаманда Нгози Адичи использует рассказ о своем университетском опыте и рассказ о том, как Африка воспринимается в Западном мире, чтобы лучше донести основную мысль своего выступления до аудитории.

4. Спарклайны

Спарклайны — это способ отображения структуры презентации. Графический дизайнер Нэнси Дуарте в своей книге Resonate, использует спарклайны для графического анализа речей знаменитых ораторов.

Она утверждает, что успех самых выдающихся выступлений обусловлен тем, что в них присутствует описание контраста нашего мира и мира идеального. В них есть сравнение того, что есть, с тем, что могло бы быть.

Спарклайны

Строя свое выступление таким образом, оратор, с одной стороны, обращает внимание аудитории на проблемы, которые есть в нашем обществе, личной жизни, бизнесе. А с другой стороны, создает и поддерживает у аудитории стремление к переменам.

Это очень эмоциональная техника, которая наверняка вдохновит аудиторию поддержать вас.

Такой сюжет хорош в следующих случаях:

  • Вдохновить аудиторию к действию.
  • Создать настроение надежды и радости.
  • Приобщить последователей.

См.: Resonate Нэнси Дуарте.

Речь Мартина Лютера Кинга известна во всем мире, потому что в ней присутствует контраст, противопоставление нетерпимого современного общества и идеального общества будущего, в котором все равны.

5. In medias res (латинское "в середине дела")

In medias res сторителлинг — это такое построение истории, когда повествование начинается в разгар действия, до того как вы опишите как сюжет пришел к этим событиям.

Бросая аудиторию в самый центр напряженных событий — вы тем самым вызываете интерес и вовлечённость зрителей/слушателей в свой рассказ. И сохраняете эту вовлечённость до конца истории, т.к. теперь всем будет интересно узнать о цепи событий, которая привела к кульминации событий. И ваша аудитория будет с интересом ждать продолжения рассказа, чтобы узнать, что происходит и расставить все точки над и.

Но будьте осторожны — не выдавайте слишком много информации сразу. Ваша задача заинтересовать аудиторию — дать им то количество информации, какое нужно, чтобы вовлечь в действие, но не больше! Иначе интерес потеряется. Можно попытаться намекнуть на что-то необычное или неожиданное — что получит объяснение в дальнейшем рассказе. Это нужно, чтобы поддержать внимание и интерес аудитории на протяжении всего вашего выступления.

In medias res

Нужно учитывать, что это работает только для коротких презентаций. Если растянуть подобное повествование, то аудитория потеряет интерес и будет разочарована.

Такой сюжет хорош в следующих случаях:

  • Захватить внимания аудитории с самого начала выступления.
  • Держать внимание аудитории, которая с нетерпением ждёт развязки.
  • Сосредоточить внимание аудитории на ключевом моменте вашей истории.

См.: Обзор in medias res сторителлинга на сайте story-papers.com.

Зак Ибрагим начинает своё выступление с рассказа о том, что его отец помог спланировать подрыв Всемирного торгового центра в 1993 году. Внимание аудитории захвачено с самого начала и вовлечённость сохраняется на протяжении всего выступления, когда Зак рассказывает о своем детстве и пути, который он выбрал уже после того, как его отца осудили.

6. Сближение идей

Сближение идей — это техника, в которой показывается как различные точки зрения объединились, чтобы сформировать один продукт или идею.

С помощью этой техники можно показать, как, например, зародилось какое-либо движение. Или показать как одна идея, была кульминацией объединения мыслей нескольких великих умов, которые работали в одном направлении.

Сближение идей в чем-то похоже на технику вложенных циклов, но вместо совмещения одной основной истории с несколькими дополнительными историями, здесь несколько одинаково важных историй приходят к единому твердому мнению.

Converging ideas

Эта техника может использоваться, чтобы рассказать о величайших примерах делового партнерства, например история веб-разработчиков Ларри Пейджа и Сергея Брина.

Ларри и Сергей встретились в 1995 году на философской программе Стенфордского университета, но сначала не нашли ничего общего между собой. У них у обоих были идеи, но работать вместе оказалось нелегко. Тем не менее, они стали сотрудничать и плодом их труда стала всем известная компания — Google.

Такой сюжет хорош в следующих случаях:

  • Показать как сошлись в работе несколько великих умов.
  • Рассказать о некоторых исторических моментах в развитии общества.
  • Показать как сформировались симбиотические отношения.

См.: Стивен Джонсон рассказывает, как сотрудничество породило некоторые из лучших идей современности.

Джон Бохэннон организовал конкурс "Станцуй свою диссертацию", где собрались ученые и танцоры, чтобы создать динамичную и захватывающую альтернативу скучным презентациям.

7. Ложный старт

Ложный старт — техника, в которой история начинается, казалось бы, с предсказуемого сюжета. Но затем, совершенно неожиданно для аудитории, сюжет нарушается и история начинает развиваться по иному сценарию. Таким способом достигается эффект "шокирования" аудитории. Сначала слушатели пребывают в расслабленном состоянии, повествование, казалось бы, не предвещает ничего неожиданного, но затем вектор рассказа резко меняется и сценарий поворачивается с ног на голову.

Такой формат построения истории очень хорош, чтобы, например, рассказать о том как на вашем пути к цели возникло препятствие, которое заставило взглянуть назад, возможно, переосмыслить всю ситуацию. Для рассказа об опыте, полученном благодаря сложившейся ситуации. Или об инновационном способе решения проблемы, который вы предприняли.

Ложный старт

Эта техника нарушает ожидания аудитории, удивляет их и тем самым слушатели обращают более пристальное внимание на ваше сообщение.

Такой сюжет хорош в следующих случаях:

  • Разрушить ожидания аудитории.
  • Показать преимущества гибкого подхода.
  • Удерживать внимание аудитории.

См.: Retroactive continuity (обратная преемственность), когда рассказчик "возвращается" и изменяет факты в рассказе. Используя ложный старт, неудачное начало, вы можете вернуться и пересказать свою историю удивительным образом.

Джоан Роулинг начинает свою речь в Гарварде абсолютно типичным образом. Она говорит о своей жизни в университетские годы и об ожиданиях ее родителей. Публика ждёт её рассказа о растущем успехе в писательской карьере — но вместо этого она фокусируется на времени когда чувствовала, что ее жизнь не удалась. Дальнейшая её речь вдохновляет.

8. Структура «Лепесток»

Структура «Лепесток» — способ выстраивания нескольких рассказов вокруг одной центральной концепции. Эта структура хорошо применима, если у вас есть несколько несвязанных между собой историй. Но вы хотите рассказать их и показать, что несмотря на свое различие, они относятся к одному сообщению.

Структура «Лепесток»

Вы рассказываете ваши истории по одной, прежде чем вернётесь к центральному сообщению. Лепестки могут перекрываться, например, конец одной истории вводить следующую, но каждая из историй должна быть независимой и полноценной по своей структуре.

Поступая таким образом, вы можете строить огромную цепь доказательств определенной идеи, концепции. Либо создавать сильные эмоциональные впечатления вокруг вашей центральной идеи.

Показывая своей аудитории как эти истории связаны между собой, вы добиваетесь чувства истинного значения и важности вашей центральной идеи.

Такой сюжет хорош в следующих случаях:

  • Демонстрация того, как связаны нити сюжета или разные процессы.
  • Показать как несколько сюжетов возвращаются к одной идее.
  • Показать разговор нескольких спикеров вокруг центральной темы.

См.: Руководство Университета Карнеги-Меллон по построению историй.

И снова Саймон Синек! Его историю можно прекрасно представить, используя схему вложенных циклов, но он сам выбрал структуру повествования «Лепесток». Он говорит с аудиторией через серию рассказов, чтобы проиллюстрировать свои идеи, каждая история усиливает его дальнейший рассказ.

Начни с истории

Итак, у вас есть — 8 классических техник сторителлинга, которые помогут сделать вашу речь увлекательной и действительно эффективно привлечь внимание аудитории.

Конечно, есть множество других техник для построения увлекательного рассказа. Но, я надеюсь, что данная статья показала насколько мощным средством являются истории. Они — язык общения с вашей аудиторией.

Ваше сообщение — каким бы сухим оно не было — может ожить и стать увлекательным, если вы сделаете основой рассказа настоящую историю.

Автор Ffion Lindsay. Оригинал этой статьи.

Делитесь этой статьёй с друзьями в социальных сетях!

Перевод — студии видеодизайна «Тут инфографика»
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях facebook, Instagram, Telegram

Комментарии

наверх